Гигантские издатели выкачивают из университетов все соки, имея прибыль, сопоставимую с прибылью Google. Поэтому мы решили создать свое собственное издательство.
Годовой доход «большой пятерки» коммерческих издательств — Elsevier, Wiley, Taylor & Francis, Springer Nature и SAGE составляет миллиарды долларов, а некоторые из них имеют ошеломляющую норму прибыли, приближающуюся к 40%, превосходящую даже Google. Между тем ученые выполняют почти всю основную работу по созданию этих статей бесплатно: мы проводим исследования, пишем статьи, проверяем их качество и редактируем журналы.
Эти издатели не только не платят нам за нашу работу; они затем продают доступ к этим журналам тем же самым университетам и учреждениям, которые изначально финансируют исследовательский и редакторский труд. Университетам нужен доступ к журналам, потому что именно там распространяется большинство передовых исследований. Но стоимость подписки на эти журналы стала настолько непомерно высокой, что некоторые университеты с трудом могут себе их позволить. Следовательно, многие исследователи (не говоря уже о широкой общественности) остаются заблокированными платным доступом, не имея возможности получить доступ к необходимой им информации. Если ваш университет или библиотека не подписаны на основные журналы, загрузка одной платной статьи по философии или политике может стоить от 30 до 40 фунтов стерлингов.
Коммерческое удушение академических издательств наносит значительный ущерб нашей интеллектуальной и научной культуре. Поскольку дезинформация и пропаганда свободно распространяются в Интернете, подлинные исследования и научные изыскания остаются закрытыми и непомерно дорогими. Последние пару лет я работал редактором Philosophy & Public Affairs, одного из ведущих журналов по политической философии. Он был основан в 1972 году и публиковал исследования таких известных философов, как Джон Роулз , Джудит Джарвис Томсон и Питер Сингер. Многие из самых влиятельных идей в нашей области по темам от абортов и демократии до голода и колониализма, начинались на страницах этого журнала. Но в начале этого года мои соредакторы, я и наша редакционная коллегия решили, что с нас хватит, и массово ушли в отставку.
Мы устали от академического издательского рэкета и решили попробовать что-то другое. Мы хотели запустить журнал, который был бы действительно в открытом доступе, гарантируя, что любой желающий сможет прочитать наши статьи. Его будет публиковать Открытая библиотека гуманитарных наук, некоммерческое издательство, финансируемое консорциумом библиотек и других учреждений. Когда академическое издание осуществляется на некоммерческой основе, оно работает достаточно хорошо. Эти издательства предоставляют реальные услуги и, как правило, продают конечный продукт по разумной цене своему собственному сообществу. Так почему же их так мало?
Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно вернуться на несколько десятилетий назад, когда коммерческие издательства начали скупать журналы у университетских издательств. Пользуясь своим монопольным положением, они резко подняли цены. Сегодня подписка библиотеки на один журнал по гуманитарным или общественным наукам обычно стоит более 1000 фунтов стерлингов в год. Что еще хуже, издатели часто «связывают» журналы вместе, заставляя библиотеки покупать те, которые им не нужны, чтобы иметь доступ к тем, которые им нужны. В период с 2010 по 2019 год университеты Великобритании заплатили более 1 млрд фунтов стерлингов за подписку на журналы и другие издательские сборы. Более 90% этих сборов ушло пяти крупнейшим коммерческим издательствам (UCL и Manchester выложили более 4 млн фунтов стерлингов каждый). Стоит помнить, что университеты финансировали это исследование, выплачивали зарплату ученым, которые его подготовили, а затем должны были заплатить миллионы фунтов стерлингов коммерческим издательствам, чтобы получить доступ к конечному продукту.
Еще более поразительным является тот факт, что эти издатели часто взимают плату с авторов за привилегию публикации в их журналах. В последние годы крупные издательства начали предлагать так называемые статьи «открытого доступа», которые можно читать бесплатно. На первый взгляд, это может показаться долгожданным улучшением. Но коммерческие издательства предоставляют читателям открытый доступ только взимая с авторов плату, часто в тысячи фунтов, за публикацию их собственных статей. Кто в итоге платит эти существенные авторские гонорары? И снова университеты. Только в 2022 году британские высшие учебные заведения заплатили более 112 миллионов фунтов стерлингов большой пятерке, чтобы обеспечить своим авторам публикацию в открытом доступе.
Эта тенденция оказывает коварное влияние на производство знаний. Коммерческие издатели мотивированы пытаться публиковать как можно больше статей и журналов, поскольку каждая дополнительная статья приносит больше прибыли. Это привело к распространению мусорных журналов, публикующих фальшивые исследования, и усилило давление на строгие журналы, чтобы ослабить их контроль качества. Никогда еще не было так очевидно, что коммерческое издание просто не соответствует целям научного исследования.
Существует очевидная альтернатива: университеты, библиотеки и академические финансирующие агентства могут исключить посредника и напрямую финансировать журналы самостоятельно, по гораздо более низкой цене. Это устранит коммерческое давление из редакционного процесса, сохранит редакционную целостность и сделает исследования доступными для всех. Термин для этого — «бриллиантовый» открытый доступ , что означает, что издатели не взимают плату ни с авторов, ни с редакторов, ни с читателей (именно так будет работать наш новый журнал). Библиотекари настаивают на этом уже много лет. Так почему же ученые до сих пор не перешли на алмазные журналы?
Причина в том, что такие журналы требуют альтернативных источников финансирования, и даже если бы такое финансирование было, ученые все равно сталкиваются с огромной проблемой коллективных действий: мы хотим нового соглашения, но каждый из нас, индивидуально, сильно заинтересован в том, чтобы придерживаться статус-кво. Карьерный рост во многом зависит от публикации в журналах с устоявшимся именем и престижем, и эти журналы часто принадлежат коммерческим издательствам. Многие ученые — особенно начинающие исследователи, пытающиеся обеспечить себе долгосрочную работу на чрезвычайно сложном рынке труда — не могут позволить себе рискнуть в новых, непроверенных журналах самостоятельно.
Вот почему, как редакторы одного из ведущих журналов в нашей области, мы чувствуем большую ответственность за то, чтобы помочь создать коллективный импульс к лучшему соглашению: издательской модели, которая больше не тратит огромные объемы государственных ресурсов, отдавая прибыль частным корпорациям, обеспечивает редакционную независимость от давления, получения прибыли и делает исследования доступными для всех бесплатно. Это не просто академическая проблема. Революция в издательском ландшафте также могла бы помочь остановить волну дезинформации и пропаганды в общественной сфере. Такая альтернатива доступна, но ее трудно достичь. Мы хотим это изменить.
Араш Абизаде — философ и профессор политологии в Университете Макгилла, Канада.
Источник: The Guardian.
Изображение для превью новости предоставлено Freepik.