В июле 2023 года Еврокомиссия представила комплекс мер, которые призваны расширить карьерные возможности более 2 млн ученых по всей Европе. Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ изучил рекомендованные принципы построения научной карьеры в ЕС и общие подходы к развитию кадрового потенциала, определенные в обновленной инициативе «Европейское исследовательское пространство».
Инициатива «Европейское исследовательское пространство» (European Research Area, ERA) была запущена в 2000 г. с целью создания единого рынка исследований, технологий и инноваций на территории ЕС. Новый импульс к развитию ERA получила после выхода в 2018 г. отчета о ее промежуточных итогах. В «Политической повестке ERA на период 2022–2024 гг.» (принята в 2021 г. в соответствии с «Пактом об исследованиях и инновациях») были определены 20 ключевых мер по развитию науки в Европе и поддержке исследователей, в частности, способствующие росту привлекательности карьеры в науке, повышающие открытость ее результатов, усиливающие международную кооперацию ученых и др.
20 главных принципов научной работы сгруппированы по четырем направлениям:
(1) Этический вектор научного поиска. Деятельность исследователей расширяет границы знаний, а ее результаты должны быть доступны и нести благо обществу. Ученые должны подходить к своей работе добросовестно, ответственно и беспристрастно; при этом они вольны сами определять исследовательские задачи и методы их решения; следуя принципам открытой науки, должны делиться результатами, участвовать в рецензировании работ коллег и приобщать к своим проектам граждан.
(2) Прозрачные процедуры оценки работы ученых, их найма и продвижения. Для оценивания результатов исследований важно применять надежные количественные индикаторы, учитывающие разнообразие их форматов (публикации, наборы данных, методы, патенты и др.) и видов деятельности (включая преподавание, руководство проектами, наставничество, экспертизу, коммерциализацию знаний, технологическое предпринимательство, научные коммуникации, методологические разработки); но приоритетными критериями результативности исследований должны быть качественные, например измерение их влияния на развитие общества и самой сферы науки, технологий и инноваций. Работодатели и финансирующие организации должны обеспечить оценивание результатов исследований на регулярной основе независимой комиссией. Руководителям важно выстроить открытые, прозрачные, недискриминационные процедуры отбора и найма кандидатов на научные должности и создать стабильные условия трудоустройства. Следует ввести практику постоянных исследовательских должностей (tenure track); для выполнения долгосрочных или часто повторяющихся задач ученых следует нанимать на бессрочные контракты, а срочные не должны превышать трети от общей численности исследователей в организации. Треки карьерного продвижения должны быть понятными для сотрудников, предусматривать гибридные траектории и варианты академической мобильности (географической, межсекторальной, междисциплинарной, межорганизационной).
(3) Благоприятные условия труда на всех этапах карьеры исследователей, в том числе для начинающих. Работодателям рекомендуется гарантировать ученым привлекательную заработную плату, адекватную компенсацию за использование полученных результатов их интеллектуальной деятельности, меры социальной поддержки (пособия по болезни и уходу за ребенком, безработице и др.), разные варианты занятости (неполный рабочий день, гибкий график, удаленная занятость, возможность взять академический отпуск), обеспечить наличие в организациях квалифицированного вспомогательного (административного) персонала и оснастить рабочие места современным оборудованием.
(4) Непрерывное профессиональное развитие. В странах ЕС поощряется постоянное совершенствование занятых в сфере исследований и разработок как в государственном, так и в частном секторах. Работодателям рекомендуется предоставлять ученым широкий спектр карьерных возможностей, оказывать поддержку в разработке и реализации индивидуального плана развития по направлениям профессиональной и образовательной подготовки (в том числе в рамках программ мобильности) и всячески поддерживать их преподавательскую деятельность, позволяющую структурировать и распространять научные знания. За исследователями на начальных стадиях карьеры предлагается закрепить опытных наставников, которые при этом сами должны непрерывно совершенствовать свои навыки и компетенции.
Источник: ИСИЭЗ НИУ ВШЭ