Университеты и высшие учебные заведения Ближнего Востока и Северной Африки (MENA) начинают присоединяться к движению за открытую науку, признавая ее потенциал для повышения доступности, инклюзивности и устойчивости систем высшего образования и исследовательских сообществ.
Показателем интереса к открытой науке в регионе стала регистрация более 1000 делегатов — очно и виртуально — на первое в истории собрание Форума открытых исследований в странах Ближнего Востока и Северной Африки (FORM), состоявшееся в прошлом году в Египте.
Темы открытой науки вновь будет обсуждаться на втором форуме FORM , который пройдет в Объединенных Арабских Эмиратах в октябре 2023 года, и на Международной конференции «E-Science and Open Science» в Дубае с 20 по 21 декабря 2023 года.
Эксперт по управлению данными Тосин Экундайо, доцент Synergy University Dubai, сказал University World News: «Эмпирические данные показывают готовность правительств региона MENA проводить открытые исследования, но регион отстает в фактическом внедрении и использовании результатов».
Эмили Чойновски, глава издательского отдела Knowledge E — издательства с открытым доступом, базирующегося в Объединенных Арабских Эмиратах, — отметила, что открытые исследования имеют «огромный потенциал» в регионе MENA. «При наличии необходимых ресурсов у нас есть потенциал быть в авангарде глобального движения к открытой науке в ее различных проявлениях».
University World News взял интервью у экспертов в области высшего образования, чтобы узнать их мнение о важности видения открытой науки, а также о проблемах, стоящих перед открытой наукой в регионе MENA, а также о способах их решения.
Некоторые вызовы
Тосин Экундайо заявил: «Четыре основные проблемы, стоящие перед развитием открытых исследований в регионе MENA, включают отсутствие приоритетов открытой науки и вклада правительств MENA, отсутствие вторичных данных как важной альтернативы первичным данным для открытых исследований, а также отсутствие лидерства в области открытой науки в регионе, а также отсутствие поддержки и информирования».
Профессор библиотеки и информатики Шериф Камель Шахин, декан факультета специального образования Мисрского университета науки и технологий в Египте: «Другие проблемы включают в себя законы об авторском праве и открытом доступе, недостаточную осведомленность о культуре открытого доступа, ограничения на доступность жизненных циклов исследований и игнорирование важности академических и научных библиотек как центра всех открытых исследовательских инициатив».
Эмили Чойновски добавила: «В настоящее время, несмотря на жесткие правительственные мандаты и значительную деятельность некоторых крупных исследовательских институтов, общий интерес к открытой науке сдерживается рядом проблем, включая ограниченные вспомогательные ресурсы и инфраструктуру, не поддерживающую политику открытой науки и недоверие, порожденное растущей проблемой хищнической практики в издательском секторе открытого доступа».
Ее мнение подтверждается онлайн-квизом для исследователей MENA. Статистика показала, что 26% респондентов были убеждены, что открытый доступ является синонимом хищнической публикации; 30% не знали, что такое открытый доступ; и колоссальные 53% не осознавали, что сохраняют за собой право собственности на авторские права.
Открытая наука меняет правила игры
Нурия Санс из ЮНЕСКО заявила: «Природа науки меняется от закрытой системы к открытой и совместной. Это затрагивает практически все компоненты ведения науки и исследований и, в частности, смещает акцент исследователей с «как можно более быстрой публикации» на «обмен знаниями как можно раньше».
«Движение за открытую науку — это отличная возможность для нашего региона заполнить имеющийся в настоящее время пробел в создании и исследованиях науки, и все усилия должны быть предприняты в масштабах всего региона», — добавила Нурия Санс.
Источник: https://clck.ru/33UACZ
Изображение для превью новости предоставлено Freepik