2024 г.
Impact of Open Science Infrastructure on the Development of the World Information Resources Market / N. S. Redkina // Scientific and Technical Information Processing. — 2024. — Vol. 51, № 2. — P. 161-172. DOI 10.3103/S0147688224700096.
Продвижение инициатив открытой науки способствует развитию мирового информационного рынка и появлению разнообразных ресурсов открытого доступа. Поиск научной информации и данных, с одной стороны, становится более обширным, а с другой — усложняется из-за постоянно растущего количества ресурсов. Думается, что разные подходы к структурированию ресурсов открытого доступа позволят сделать поиск информации более продуктивным и менее трудоемким.
Webometric Assessment of Foreign Information Systems of Current Research // Scientific and Technical Information Processing. — 2024. — Vol. 51, № 2. — P. 106-114. DOI: 10.3103/S0147688224700023.
В данной статье представлены результаты вебометрического анализа 88 информационных систем текущих исследований зарубежных университетов. Основной целью данного исследования было проанализировать видимость научных данных, собранных на этих платформах, и изучить их актуальность для пользовательской аудитории. Учитываются значения четырех основных метрик: размер (Size), значение (Rich files), академический контент (Scholar) и видимость (Visibility), а также выполняется анализ трафика к информационным системам. Результаты показали, что контент более половины информационных систем текущего исследования имеет хорошую видимость в сети. Академические показатели (Scholar) свидетельствуют о высокой цитируемости публикаций, включенных в информационные системы текущих исследований.
2023 г.
Information Support for Open Science: Practices of Libraries on the Net / N. S. Redkina // Scientific and Technical Information Processing. — 2023. — Vol. 50, № 2. — P. 136-144. DOI 10.3103/S0147688223020119.
Представлены данные о развитии инфраструктуры открытой науки, обзор лучших практик библиотек и созданных через них веб-ресурсов для информационной поддержки исследователей, а также функционал сайта «Библиотека открытой науки». Сайт призван помочь в управлении научным контентом, получении открытого доступа к научным знаниям, а также реализации комплексного решения по информационному обеспечению научной и библиотечной деятельности в условиях развития информационно-коммуникационной инфраструктуры открытой науки.
Библиотека и ресурсы открытого доступа: угрозы vs возможности / Н. С. Редькина // Научные и технические библиотеки. — 2023. — № 6. — С. 94-112. DOI 10.33186/1027-3689-2023-6-94-112.
Развитие инициатив открытой науки, появление в открытом доступе всё большего числа ресурсов (цифровые коллекции, институциональные репозитории, открытые образовательные ресурсы, научные данные и др.), изменение информационных потребностей и предпочтений пользователей – «дамоклов меч» для библиотек, угроза остаться невостребованными в информационном обеспечении науки и образования. Цель исследования – определение осведомлённости библиотекарей о международных ресурсах открытого доступа (РОД) и их роли в развитии библиотечно-информационных продуктов и услуг. Изучен состав РОД, опыт библиотек по созданию навигаторов РОД, уровень осведомлённости российских библиотекарей о 50 крупнейших РОД, структурированных по видам документов (книги и статьи, диссертации, препринты, наборы данных, учебные материалы, патенты и стандарты, энциклопедии и словари, системы поиска научной информации). Определены проблемы, связанные с овладением специалистами научных библиотек мировыми РОД, отмечены заинтересованность, стремление к обучению и понимание важности практического применения РОД в библиотечно-информационном обслуживании.
Культура открытой науки: международные программы и платформы обучения / Н. С. Редькина // Научные и технические библиотеки. — 2023. — № 11. — С. 99-120. DOI 10.33186/1027-3689-2023-11-99-120.
Для динамично развивающейся академической и образовательной среды требуются специалисты, способные работать в условиях интенсивного развития информационной инфраструктуры открытой науки: находить, анализировать и синтезировать разнородную информацию, обрабатывать структурированные и неструктурированные исследовательские данные, оформлять результаты научных исследований и предоставлять их в открытом доступе, взаимодействовать в научных соцсетях, ориентироваться в иных вопросах, связанных с концепцией открытой науки. Исследуются программы, формы, способы и практики обучения специалистов в области открытой науки, подготовленные в рамках международных инициативных проектов и организаций (FOSTER, Creative Commons, Digital Curation Center, COS и др.), а также отдельными учреждениями/университетами (Университет им. Гумбольдта, Делфтский технический университет). Приведены лучшие практики онлайн-обучения культуре открытой науки. Предложен проект программы повышения квалификации.
Цифровые компетенции библиотекарей в экосистеме открытой науки / Н. С. Редькина // Библиосфера. — 2023. — № 2. — С. 25-34. DOI 10.20913/1815-3186-2023-2-25-34.
В работе представлены результаты анализа требуемых компетенций библиотечных специалистов с учетом тенденций развития информационной экосистемы открытой науки и выстраивания отношений с пользователями через партнерство; изучена система подготовки / повышения квалификации в России и определен разрыв между образованием библиотекарей и практикой их работы по информационной поддержке исследовательской деятельности.
Научная библиотека между наукой открытой и корпоративной / А. Е. Рыхторова // Библиосфера. — 2023. — № 3. — С. 72-82. DOI 10.20913/1815-3186-2023-3-72-82.
Концепция открытой науки вступает в противоречие со сложившейся практикой коммерциализации результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Коммерциализация научных достижений является одновременно и способом привлечения финансирования, и сдерживающей силой для интенсификации обмена знаниями и темпов инноваций, особенно в фундаментальных исследованиях. Принципы открытой науки, предоставляя возможность широко и многократно использовать одни и те же данные, сравнивая различные подходы и ускоряя разработку новых исследовательских методов, значительно затрудняют патентование прикладных разработок за счет нивелирования новизны изобретений в публикациях и открытых данных исследований. Цель статьи – предложить возможности участия научной библиотеки в процессах производства, обмена и распространения информации и знаний в рамках движения науки от бинарной системы «корпоративная – открытая» к гибридным механизмам работы.
Продвижение открытой науки библиотеками на примере ГПНТБ СО РАН (начальный этап) / А. Е. Рыхторова // Научные и технические библиотеки. — 2023. — № 7. — С. 82-101. DOI 10.33186/1027-3689-2023-7-82-101.
В научном сообществе преобладает заинтересованность в инициативах открытого доступа (ОД), а не в открытой науке в целом. Указано на недостаточное методическое обеспечение научных кадров материалами, связанными с организацией исследований в рамках открытой науки, этике проведения исследований в рамках гражданской науки и иными составляющими открытого научного знания и участия социальных акторов. В связи с этим объясняется текущая актуальность интенсификации усилий по продвижению открытой науки как экосистемы. Результаты анализа предлагают три основных блока, группирующих деятельность библиотеки в рамках открытой науки: методическая поддержка и образование; массовая работа и маркетинг; работа с правовой и бизнес-информацией. В зависимости от структуры и кадрового потенциала библиотеки работу по каждому из направлений можно как разделить по подразделениям – от методических отделов и отделов массовой работы до центров поддержки технологий и инноваций (ЦПТИ), – так и выборочно сосредоточить в одном. Кроме того, частичное пересечение таких блоков выделяется в деятельность по интеграции библиотеки в исследовательский процесс. Первым шагом по продвижению открытой науки как целого является разработка платформы «Библиотека для открытой науки», выполняемая отделом научных исследований открытой науки ГПНТБ СО РАН с 2022 г.
Открытые образовательные ресурсы — инструмент информационной поддержки аграрного образования [Электронный ресурс] / Л. Л. Садовская. — Электрон. текстовые дан. // Непрерывное образование: XXI век : научный электронный журнал. — 2023. — Вып. 2 (42). — С. 1-15. DOI 10.15393/j5.art.2023.8324.
Меняется система образования: в учебный процесс широко внедряются цифровые технологии, формируются новые методы обучения. Особую роль приобретает инструмент информационной поддержки – открытые образовательные ресурсы (ООР) – бесплатно доступные учебные и научные материалы, используемые как для профессионального самосовершенствования, так и для создания новых учебных программ и курсов. Приведены примеры моделей, статистика использования отечественных и зарубежных ООР, включенных в «Навигатор». Определено, что применение ООР способствует повышению комфортности и качества обучения, снижению его стоимости. Результаты апробации «Навигатора» свидетельствуют о том, что он является удобным и информативным инструментом для студентов, аспирантов и преподавателей и подтверждают мнение о целесообразности разработки агрегатора открытых отраслевых источников информации на единой национальной образовательной платформе.
Открытая наука: ученые — «за», а библиотекари? / Л. Б. Шевченко // Научные и технические библиотеки. — 2023. — № 2. — С. 113-131. DOI https://doi.org/10.33186/1027-3689-2023-2-113-131.
Приведены результаты анкетирования учёных Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН), а также ответов на опрос «Состояние открытых данных» из 192 стран (2016–2022 гг.) и опросов сотрудников библиотек научных учреждений СО РАН относительно их отношения к открытой науке. и ее информационная поддержка. Выявлено, что учёные всё чаще публикуют результаты своих исследований в журналах открытого доступа (ОД), но ещё не очень хорошо ориентируются в его видах, сомневаются в качестве публикации ОД, рискуют получить данные. Учёные заявления относятся к открытой науке, такой как система ОД, открытые данные и программное обеспечение, открытое сотрудничество между учёными, открытый процесс рецензирования.
Опыт ГПНТБ СО РАН по исследованию открытых инструментов для поддержки научных исследований / Л. Б. Шевченко // Управление наукой: теория и практика. — 2023. — Т. 5, № 3. — С. 159-168. DOI https://doi.org/10.19181/smtp.2023.5.3.10.
В статье представлена система, охватывающая этапы всего цикла научного исследования – планирование, поиск, анализ, написание, публикация, распространение, оценка. Найденные и отобранные инструменты были сгруппированы по исследовательским действиям по всем этапам научного исследования. Разработанная система позволит учёным-исследователям повысить эффективность своей научной работы, сократить время на поиск необходимых публикаций и данных, сделать исследовательские рабочие процессы более открытыми и достоверными, что будет способствовать продвижению практик открытой науки в нашей стране. Окончательный список содержит 137 открытых инструментов для поддержки научных исследований.
2022 г.
Redkina, N. S. The Information Ecosystem of Open Science: Key Aspects of Development : научное издание / N. S. Redkina // Scientific and Technical Information Processing. — 2022. — Vol. 49, № 3. — P. 151-158. DOI 10.3103/S0147688222030042.
В данной статье представлены результаты анализа тенденций развития информационной экосистемы открытой науки на основе изучения практик основных субъектов (научно-исследовательских и образовательных организаций, издателей, спонсоров научных исследований и библиотек), динамики количества и распространенности публикаций открытого доступа по областям знаний, научным учреждениям и странам. Определены направления развития открытого информационного пространства российской науки.
Библиотека и открытая наука: взаимодействие [Текст] : научное издание / Н. С. Редькина // Научные и технические библиотеки. — 2022. — № 3. — С. 105-126. — DOI https://doi.org/10.33186/1027-3689-2022-3-105-126
Обосновано определение роли библиотеки в условиях открытой экосистемы, роста числа публикаций открытого доступа (ОД) и преобразования цифровой грамотности проявления. Обозначены направления научной деятельности библиотеки в зависимости от открытой (прагматической, инфраструктурной, гражданской, демократической школы, измеряющей), обоснование совместную деятельность, доступ к информации и данным науки, продвижение инициатив открытого, управление ресурсами ОД, включая институциональные репозитории, биотечные каталоги, подготовка новых видов потенциальных продуктов, предметно-ориентированное обучение и др.
Реконструкция информационной экосистемы открытой науки в период глобальных вызовов [Текст] : научное издание / Н. С. Редькина // Научные и технические библиотеки. — 2022. — № 8. — С. 60-79. — DOI https://doi.org/10.33186/1027-3689-2022-8-60-79
Исследование направлено на выявление тенденций развития информационной экосистемы открытой науки в период глобальных кризисов (COVID-19 и др.). Результаты показывают, что во время пандемии международное сотрудничество активизируется, публикации и исследовательские данные появляются в открытом доступе, становятся актуальными распространение, повторное использование и сохранение результатов научной деятельности учёных, оперативный доступ к ним. Приведены примеры открытия ресурсов для решения исследовательских и образовательных задач. Определена роль библиотек в предоставлении пользователям ресурсов и услуг в период ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции, в борьбе с фейковой информацией, а также при адаптации к новым условиям работы с вендорами и генераторами ресурсов.
Роль библиотек в популяризации знаний: как сделать науку действительно открытой? [Текст] : научное издание / А. Е. Рыхторова // Научные и технические библиотеки. — 2022. — № 9. — С. 15-32. DOI 10.33186/1027-3689-2022-9-15-32.
Современная открытая наука представляет собой экосистему, включающую такие составляющие, как открытое научное знание, научная инфраструктура, диалог с другими системами знаний и участие социальных акторов. Последнее наиболее ярко выражено через концепцию широкого участия общественности в научных исследованиях – концепцию гражданской науки. Несмотря на ориентацию библиотеки на первые две составляющие, что обусловлено её информационными функциями, она также может найти возможность встроиться в экосистему открытой науки путём коллаборации с проектами гражданской науки. Однако в России такие проекты не получили широкого распространения, что существенно сужает горизонты открытой науки как таковой.
Открытая наука для аграрной отрасли: навигатор по открытым образовательным ресурсам : научное издание / Л. Л. Садовская, Т. Л. Коротенко // Профессиональное образование в современном мире. — 2022. — Т. 12, № 3. — С. 505-520. DOI 10.20913/2618-7515-2022-3-13.
Итогом исследования стала подготовка путеводителя по открытым отраслевым информационным ресурсам агропромышленного комплекса «Навигатор по открытым образовательным ресурсам аграрной отрасли», который представлен на платформе «Библиотека для открытой науки»: https://lib-os.ru/obrazovatelnye-resursy/navigator-oor-apk/ и позволит пользователям быстрее и эффективнее находить необходимую информацию.
Функциональные возможности репозиториев вузов — участников программы «Приоритет-2030» [Текст] : научное издание / А. А. Стукалова // Труды ГПНТБ СО РАН : научно-практический журнал. — 2022. — № 2 (14). — С. 36-47. DOI 10.20913/2618-7575-2022-2-36-47.
С целью изучения состава и содержания репозиториев научных публикаций, выявления их функциональных возможностей проведен мониторинг 106 сайтов отечественных вузов – участников программы «Приоритет-2030».Исследование показало, что только на 38 % от общего количества сайтов учреждений представлены репозитории публикаций.При этом многие из них включают лишь небольшое количество объектов либо ограничены хронологическими рамками.Освещены поисковые возможности репозиториев, средства управления результатами поиска.
Russian Information Systems at Research Institutions: Evaluation of Webometric Indicators : научное издание / O. M. Udartseva // Scientific and Technical Information Processing. — 2022. — Vol. 49, № 4. — P274-281. DOI 10.3103/S0147688222040116.
The results of a webometric analysis of 20 information systems of research institutions are presented to assess the content of these systems and study their relevance. The paper considers the values of four basic metrics, namely, size, rich files, scholar, and visibility, and it performs an analysis of the traffic of these systems. As a result, the lack of visibility of closed products of current research information systems in the web space was revealed. Scholar indicators speak for a low citation of publications included in the information systems of scientific research.
Научные процессы в вузах «Приоритета-2030»: системы управления и мониторинга данных [Текст] : научное издание / О. М. Ударцева // Научные и технические библиотеки. — 2022. — № 9. — С. 33-53. DOI 10.33186/1027-3689-2022-9-33-53.
Представлен обзор систем управления и мониторинга данных научного процесса вузов — участников программы «Приоритет-2030». Определены текущие проблемы представления информации о результатах научной деятельности университета. Дана краткая характеристика информационных элементов CRIS: сведения о научных проектах и направлениях исследовательской работы; карточка научного сотрудника; информация об исследовательских подразделениях; научные публикации. Приведён ряд положительных примеров формирования исследовательских данных, а также отмечены важные аспекты организации интернет-страниц сайта университета, содержащих данные о результатах интеллектуальной деятельности.
Научные библиотеки и открытые образовательные ресурсы: некоторые зарубежные тенденции : научное издание / П. А. Чеснялис // Библиосфера. — 2022. — № 4. — С. 109-116. DOI 10.20913/1815-3186-2022-4-109-116.
Целью исследования стало обобщение основных тенденций такой работы, проводимой библиотеками зарубежных учебных заведений; материалом послужили данные, представленные в научных публикациях 2012–2021 гг. Контент-анализ 70 статей позволил выделить следующие направления в работе зарубежных научных библиотек с открытыми образовательными ресурсами: обеспечение учебного процесса; исследование осведомленности о ресурсах и заинтересованности в них в студенческой и преподавательской среде; оценка открытых образовательных ресурсов пользователями; продвижение, а также препятствия в использовании и развитии открытых образовательных ресурсов. Результаты исследования представляют ценность для организации работы с открытыми образовательными ресурсами в библиотеках вузов.
Контент-анализ веб-сайтов библиотек научных учреждений СО РАН [Текст] : научное издание / Л. Б. Шевченко // Научные и технические библиотеки. — 2022. — № 1. — С. 71-90. DOI 10.33186/1027-3689-2022-1-71-90.
Контент-анализ веб-сайтов/страниц библиотек научных учреждений СО РАН проведён на основе контрольного списка оценки контента вебсайта библиотеки, разработанного специально для настоящего исследования. Контрольный список содержал 50 вопросов, разделённых на пять разделов: информация о сайте, дизайн и функции веб-страницы, контент и веб-услуги. Исследовались веб-сайты/страницы библиотек НИУ следующих научных центров: Новосибирского, Бурятского, Иркутского, Кемеровского, Красноярского, Омского, Томского, Якутского и Тюменского. Всего проанализировано 44 сайта библиотек. В рамках исследования был проведён онлайн-опрос, включающий два вопроса: «Кто занимается управлением и ведением веб-сайта/страницы вашей библиотеки?» и «Эффективен ли, по вашему мнению, такой способ ведения веб-страницы библиотеки?», а также пункт с предложениями по оптимизации ведения веб-страницы библиотеки НИУ.
Библиотека в смартфоне: необходимость или избыточность? : научное издание / Ю. В. Яночкина // Труды ГПНТБ СО РАН : научно-практический журнал. — 2022. — № 1 (13). — С. 56-64. DOI 10.20913/2618-7575-2022-1-56-64.
На основе отобранного списка из 35 приложений выявлен перечень опций, наиболее популярных у разработчиков, а на базе приложений-магазинов, предоставляющих информацию о пользовательском рейтинге и отзывах, определены функции, значимые для пользователей. В работе обосновано, что разработка мобильного приложения не может считаться обязательным требованием, отмечено, что, планируя его создание, библиотека должна учитывать ряд объективных факторов, например наличие достаточного ресурса, ценного контента, а также социальные, образовательные и гендерные особенности своей целевой аудитории.
2021 г.
Redkina, N. S.
The Library in the Information Ecosystem of Open Science [Text] : научное издание / N. S. Redkina // Scientific and Technical Information Processing. — 2021. — Vol. 48, № 4. — P. 239-247. — DOI 10.3103/S0147688221040043
Depending on the subject area, the list of funding organizations changes. Thus, in the field of social and human sciences, the most common funding organizations are the National Institutes of Health, U.S. Department of Health and Human Services, European Commission, National Science Foundation, National Natural Science Foundation of China, UK Research and Innovation, Horizon 2020 Framework Program, Economic and Social Research Council, and, in the field of natural and technical sciences, such specialized organizations as the U.S. Department of Energy, Japanese Society for the Promotion of Science, and the Engineering and Physical Sciences Research Council.
Редькина, Н. С.
Компетенции библиографа: непрерывность развития и точки разрыва [Текст] : научное издание / Н. С. Редькина // Библиосфера. — 2021. — № 4. — С. 59-77. — DOI 10.20913/1815-3186-2021-4-59-77
Компетенции библиотекарей-библиографов — актуальный предмет обсуждения в профессиональном сообществе, в том числе в рамках деятельности международных и национальных библиотечных ассоциаций. Динамично меняющаяся внешняя среда оказывает влияние на изменения роли библиотекарей-библиографов и требований к ним: от традиционных хранителей знаний до новых — коллабораторов, партнеров по исследованиям, промоутеров и стюардов данных. Во время III Международного библиографического конгресса в 2021 г. состоялась форсайт-сессия «Компетенции библиографа: непрерывность развития и точки разрыва», целью которой стало построение модели компетенций современного библиографа. Форсайт-сессия базировалась на системе методов экспертной оценки, модерации и фасилитации дискуссий, мозгового штурма, а также на опросе специалистов по стратегически важным компетенциям современного библиографа.
2019 г.
Редькина, Н. С.
Подготовка библиотекарей в области управления исследовательскими данными / Н. С. Редькина // Ученые записки / Алтайская гос. акад. культуры и искусств. — 2019. — № 3 (21) : Избранные материалы по итогам V междунар. науч.-практ. конф. «Культура в евразийском пространстве: традиции и новации» (Барнаул, Россия; февраль — май 2019 г.). — С. 83-86. — DOI 10.32340/2414-9101-2019-3-83-86
Охарактеризована роль специализированных программных средств управления крупными массивами исследовательских данных в контексте организации научного труда современного учёного. Представлено описание основных этапов жизненного цикла процесса управления исследовательскими данными; рассмотрен ряд потенциальных рисков, сопряжённых с долговременным хранением данных в электронном формате, а также некоторые преимущества и недостатки свободного обмена данными между учёными, коллективами исследователей. Автор излагает собственный взгляд на состав базовых компетенций современного библиотекаря-профессионала в области управления потоками цифровых данных и информационной поддержки научного труда (в частности, в сфере визуализации данных, интеллектуального анализа контента крупных коллекций электронных документов и цифровых репозиториев и др.).