Не так давно венский музей Альбертина выложил в открытый доступ тысячи оцифрованных картин, многие из которых доступны на сайте Europeana. Дуглас Маккарти взял интервью у Мартины Пихлер, руководителя отдела цифровых коллекций Альбертины, чтобы узнать о новой политике открытого доступа и ее преимуществах.
Что вдохновило Альбертину на политику открытого доступа?
Желание поделиться работами из нашей обширной коллекции с другими людьми и любопытство посмотреть, что получится. Нам не терпится увидеть в каком контексте будут рассмотрены работы, как они смогут удовлетворить онлайн-пользователей, какие вопросы они вызовут и с каким наполнением они будут связаны. Как выразился Клаус Альбрехт Шредер, генеральный директор Альбертины, «если искусство объективно существует в мире, оно не для того, чтобы пылиться в хранилище, а для того, чтобы стать видимым, слышимым и понятным».
Альбертина считает одной из основных задач сделать свои коллекции доступными для публики не только в рамках выставок, но и с помощью цифровых средств и без ограничений, в рамках закона об авторском праве. Мы хотим, чтобы люди могли выражать свое творчество, отвечать на научные вопросы и реализовывать предпринимательские идеи с помощью наших работ без ограничений и в контексте свободного использования. По общему признанию, нам также доставляет удовольствие, когда наши работы видят чаще.
Как вы думаете, какие преимущества принесет Альбертине открытый доступ? Как вы это измеряете?
Решение о принятии политики открытого доступа было принято в Альбертине более или менее независимо от таких соображений. Скорее, нам как музею – с четким намерением приблизить искусство к людям – казалось, что нет альтернативы максимально свободному предоставлению наших работ для исследований и инноваций. Количественная оценка преимуществ такого подхода для нашей организации в некоторых отношениях выходит за рамки обычных систем оценки. Конечно, можно оценивать результаты в определенных областях, но эти результаты — лишь одна часть головоломки, которую необходимо рассмотреть.
Видеть, как люди взаимодействуют с произведениями искусства Альбертины, становятся вдохновленными и творческими, — это большая часть желаемого результата, который необязательно можно зафиксировать в цифрах.
Будет ли Альбертина взаимодействовать с сообществами открытых данных, такими как Википедия?
На самом деле, это запланированный следующий шаг. Мы считаем, что использование наших работ могло бы помочь дальнейшему повышению образовательной ценности статей Википедии. Например, статья в Википедии о технике гравюры может быть представлена с подборкой работ, выполненных в соответствующей технике.
Более того, мы убеждены, что сотрудничество википедистов с нашими экспертами было бы взаимовыгодным. Суть в том, чтобы объединить знания и сделать их свободно доступными для использования. Абсолютно для всех. Повсюду в мире.
«Заяц» Альбрехт Дюрер
Источник: https://goo.su/z5sRpC
Изображение для превью новости предоставлено: https://goo.su/Ezcav