16 Creative Commons и открытый доступ в академической библиотеке: реализация, инструменты, политика и образование

Из книги Navigating Copyright for Libraries

Timothy Vollmer

Важной задачей библиотек сегодня является поддержка ученых в создании, обмене и сохранении знаний. Библиотеки и библиотекари обеспечивают применение надлежащей практики в области авторского права в своих учреждениях и помогают преподавателям, студентам и исследователям ориентироваться в жизненном цикле исследований, обеспечивая обучение и работу с разнообразной университетской аудиторией, включая преподавателей, студентов, аспирантов, приглашенных исследователей и сотрудников, отвечая на вопросы об авторском праве, предлагая информацию о вариантах публикации в открытом доступе, разрабатывая и поддерживая репозитории и политики открытого доступа, а также предоставляя информацию о требованиях к грантам, которые могут регулировать распространение опубликованных исследований.

В центре внимания этой главы — Creative Commons (CC) и открытый доступ (OA) к исследованиям в контексте академической библиотеки. Описаны знания, необходимые библиотекарям в их роли проводников и сторонников научных авторов. В главе описываются подробности процесса публикации, важность обмена знаниями, важность сохранения прав для исследователей и показано, как работает CC наряду с ограничениями и исключениями из авторского права. Исследуются различные аспекты лицензирования CC, включая доступные типы и категории ОД. Обсуждаются аспекты работы CC в отношении процветающих исследовательских практик, таких как анализ текста и данных, и подчеркиваются современные проблемы использования баз данных изображений, лицензированных CC, в исследованиях по распознаванию лиц. В главе описывается, как лицензии и инструменты CC используются в академической библиотеке. Хотя в главе подчеркивается роль академических библиотекарей и приводятся примеры в академических библиотеках, представленные знания и предложенные подходы могут быть применены в других типах библиотек.

https://doi.org/10.1515/9783110732009-018