Профессиональное обсуждение: университетские библиотеки и открытая наука

Отгремели фанфары в честь победителей и призёров II Конкурса «Лаборатория лидерства: лучший университетский библиотекарь». После торжественного награждения, в Йошкар-Оле, Университетской библиотечной столице — 2022, в рамках деловой программы состоялось профессиональное обсуждение возможностей и вызовов, с которыми сталкиваются вузовские библиотеки, их потенциала и конкурентных преимуществ. Среди важных, обсуждаемых тем, в том числе были вопросы, связанные с развитием открытой науки в университетских библиотеках.

Светлана МОРОЗОВА, заместитель директора Фундаментальной библиотеки Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург):

— Работа университетской библиотеки состоит не только из долгосрочных проектов со стратегическими целями. Очень важен функционал по выполнению текущих задач. Нередко библиотеки берут на себя поддержку публикационной активности вуза, мониторинг наукометрических и библиографических данных, помогают преподавателям, информируют о том, как развиваются системы поиска заимствований в научных публикациях, открытый доступ. Такая работа, с одной стороны, очень востребована в повседневной жизни вуза, с другой — становится основанием для долгосрочных проектов университета. Фактически происходит интеграция библиотечных ресурсов в проектную деятельность университета. Мы долго шли к тому, чтобы накопить аналитические компетенции и встроить их в современную ситуацию. Создание навигации — ключевой вопрос, особенно в условиях движения открытой науки. Необходимо предоставлять контент пользователю в тот момент, когда он этого ждёт.

Юрий ЧЕХОВИЧ, исполнительный директор компании «Антиплагиат»:

— На мой взгляд, имеет смысл говорить о роли библиотеки как помощника в вопросах этики, которые, как показывает практика, являются очень непростыми для студентов и молодых учёных, да и не только для них. На людей сейчас обрушивается шквал информации. Если сто лет назад сложно было информацию найти, то сейчас проблема выбрать контент, который можно успеть обработать. Многие с этим не справляются, и роль библиотеки становится более серьёзной. Академическая этика — малозаметная сила, которая удерживает профессиональную среду от размывания. Библиотека должна привыкать к своей миссии её поддержки и распространения. Раньше с этой функцией справлялись научные руководители. Но то поколение воспитано в предыдущую информационную эпоху, и у него нет представления о том, как справляться со шквалом информации, как правильно отделять своё от чужого.

Что касается открытой науки, то, как показывает опыт, темы открытого доступа и академической этики очень близки. Открытость во многих вопросах — синоним честности.

Важная функция библиотеки — стимулировать чтение, глубокое изучение научных материалов. Чего-то не знать сейчас вполне допустимо. Неэтично отказываться от знания и не стремиться изучать новое. Хочется верить, что внешние обстоятельства не изменят библиотеку настолько, что она откажется от своих традиционных функций.

Валерия ВАСИЛЬЕВА, начальник отдела методологического сопровождения научной работы Управления научной работы Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Санкт-Петербург):

— Безусловно, содействовать развитию учёных, их публикационной и исследовательской деятельности библиотека может и должна. Проблема не только в том, чтобы собрать и верифицировать информацию, но и в том, чтобы передать её. Мы постоянно видим подтверждение тому, что специалист вузовской библиотеки — универсальный солдат, а библиотека — многофункциональное устройство вуза. Библиотека занимается разными вопросами, становясь системообразующим органом. В связи с этим библиотекарю необходимо постоянно совершенствовать свои компетенции.

Исследователи, особенно старшего поколения, нуждаются в помощи. Есть запрос на обучение новым способам подачи материала. Чтобы ответ на него был максимально качественным, библиотекари и сами должны заниматься исследованиями. Немногие понимают разницу между открытой наукой и открытыми данными. Это ещё не регламентированный, не отработанный информационный продукт. Не все библиотеки знают, как работать с открытыми данными, как на них ссылаться, проверять и использовать.

Источник: https://goo.su/NlZB0YD

Изображение для превью новости предоставлено: https://goo.su/kTbXry