Бизнес-модели открытого доступа: новый подход к классификации

В рамках работы по оказанию помощи некоммерческим издателям в переходе на открытый доступ (ОА) Таша Меллинз-Коэн (Tasha Mellins-Cohen), исполнительный директор COUNTER и основательница Mellins-Cohen Consulting, классифицировала категории бизнес-моделей открытого доступа. В период с 2020 г. по 2024 г. она проанализировала возникающие бизнес-модели открытого доступа и выделила четыре крупные и несколько альтернативных категорий.

1. Transactional (Gold OA)
В транзакционных моделях затраты на публикации переложены на авторов исследований. Такие модели широко распространены, но связаны с двумя этическими вопросами: первый — вопрос равенства и справедливости, так как не все исследователи могут позволить оплату публикаций, и второй — вопрос влияния платы за публикацию на редакционную политику издательств и соблазн их превращения в хищнические.

2. Bundled (Read-and-Publish)
Издатели, работающие как по подписке, так и с полностью открытым доступом, предлагают учреждениям возможность оплачивать «пакет услуг». Модель основана на уже существующих платежах за подписку, при этом библиотеки или консорциумы платят за поддержание доступа по подписке к спискам журналов или книг. На оплату за чтение накладывается отдельно рассчитываемая плата за открытый доступ, обычно основанная на стандартной плате за обработку статей.

3. Cooperative
Модель, которая основана на сотрудничестве между учреждениями. Учреждения оформляют подписку традиционным способом, и когда собран доход, запланированный издателем, журнал публикуется в открытом доступе. Если финансовые затраты на выпуск журнала не покрываются, контент остается доступным по подписке.

4. Non-library funding (Diamond/Platinum OA)
Модель строится на институциональном или общественном финансировании, грантах или пожертвованиях, что позволяет издателям предлагать бесплатный открытый доступ авторам с уверенностью, что их производственные расходы будут покрыты.
Platinum/Diamond OA часто предлагается университетскими издательствами, где расходы на публикацию включены в существующие бюджеты и являются частью миссии университета.

5 и 6. Delayed (Bronze OA) и Green OA
Открытый доступ Bronze OA подразумевает предоставление доступа к контенту после истечения срока действия эмбарго. При этом издатель может прекратить доступ к статьям в любое время. Кроме того, авторы не сохраняют авторские права на свои статьи. В результате статьи открытого доступа Bronze OA обычно недоступны для загрузки или распространения.

Green OA — оригинальный путь к открытому доступу, примером которого является arXiv. Депонирование препринтов (или постпринтов) позволяет авторам делать версии своей работы до или после рецензирования доступными для публичного изучения и использования. Green OA обеспечивается несколькими способами: исследования могут быть доступны в институциональных или дисциплинарных репозиториях, а также могут быть размещены на личном сайте автора.

Примечательно, что автор выделяет отдельную категорию Pseudo-models и относит к ней проект SPA-OPS, реализуемый в рамках Plan S. SPA-OPS расширяет подход к открытому доступу (трансформирует различные возможности продуктов и лицензирования, а также системы перераспределения затрат, такие как консорциальные публикации).

Модель открытого доступа, в которой автор оплачивает публикацию и обработку статьи (APC) широко распространена среди издательств, но всё же она не является универсальным решением, и не только из-за того, что устраняет одни неравенства и множит другие. В ряде случаев издательству выгоднее применять другие бизнес-модели, опираясь на географическое разнообразие авторов, существующие институциональные и спонсорские отношения, источники финансирования, а также типы публикуемых материалов.

Источник: Выше квартилей.

Изображение для превью новости предоставлено Freepik.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.